В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Закона Республики Беларусь от 18 мая 2004 года «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, <st1:metricconverter productid="2004 г" w:st="on">2004 г</st1:metricconverter>., № 87, 2/1034) в государственном центре приказом руководителя центра создается психолого-медико-педагогическая комиссия (далее – комиссия) для проведения психолого-медико-педагогического обследования детей с особенностями психофизического развития. Комиссия действует в течение года, начиная с 1 сентября.
Требования к составу и квалификации членов комиссии определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 24 Закона Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)».
Комиссия осуществляет с согласия и в присутствии законного представителя психолого-медико-педагогическое обследование ребенка с особенностями психофизического развития по инициативе:
- законного представителя;
- учреждения социального обслуживания;
- учреждения образования;
- организации здравоохранения.
Для проведения психолого-медико-педагогического обследования законным представителем представляются следующие документы:
- подробная выписка из истории развития ребенка;
- справка организации здравоохранения, предоставляемая законным представителем, о наличии у ребенка психического нарушения;
- психолого-педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением образования, которое посещает ребенок (данные о ребенке, продолжительность его обучения в учреждении образования, анализ развития познавательной сферы, мероприятия, проведенные в целях повышения интеллектуального уровня ребенка и его личностного роста, индивидуальная помощь и другое).
Кроме этого представляются результаты продуктивных видов детской деятельности ребенка дошкольного возраста или письменные работы учащегося.
Комиссия может проводить психолого-медико-педагогическое обследование в:
- центре;
- ином специальном учреждении образования;
- учреждении образования общего типа;
- учреждениях социального обслуживания (при наличии запроса учреждения социального обслуживания);
- на дому, в случаях, если ребенок по состоянию здоровья не может явиться в центр или это ребенок раннего возраста.
Психолого-медико-педагогическое обследование проводится с согласия и в присутствии законных представителей ребенка с особенностями психофизического развития и может быть первичным и вторичным.
Первичное психолого-медико-педагогического обследование, как правило, проводится государственным центром по месту жительства ребенка.
Случаи повторного психолого-медико-педагогического обследования определяются пунктами 9-10 статьи 24 Закона Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)».
Результаты психолого-медико-педагогического обследования заносятся в протокол, который подписывается председателем, членами комиссии. К протоколу прилагаются документы, указанные выше.
Комиссия после коллегиального обсуждения результатов психолого-медико-педагогического обследования составляет заключение, которое содержит квалификацию физического и (или) психического нарушения и рекомендации об организации образовательного процесса, коррекционной помощи для ребенка с особенностями психофизического развития.
Квалификация физического и (или) психического нарушения, основывающаяся на медицинском диагнозе, дает комплексную оценку имеющихся трудностей и потенциальных возможностей развития ребенка, и служит для выработки рекомендаций по определению программы обучения и специальных условий для получения образования детьми с особенностями психофизического развития.
Заключение государственного центра при наличии письменного согласия законного представителя является основанием для принятия решения управлением (отделом) образования местного исполнительного и распорядительного органа о направлении ребенка в учреждение, обеспечивающее получение специального образования или об организации его обучения на дому.
В случае несогласия с рекомендациями центра об организации образовательного процесса для ребенка, обследованного комиссией, законный представитель имеет право обратиться в управление (отдел) образования местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопроса о направлении ребенка в иное учреждение, обеспечивающее получение специального образования, по заявлению и выбору законного представителя.
Психолого-медико-педагогическое обследование детей с особенностями психофизического развития, обучающихся и воспитывающихся в учреждениях, обеспечивающих получение специального образования, проводится с периодичностью не реже 1 раза в два года в случаях:
- наличия у ребенка сложного физического и (или) психического нарушения;
- наличия у ребенка статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Психолого-медико-педагогическое обследование проводится в обязательном порядке:
- при переводе ребенка с особенностями психофизического развития из специального учреждения образования в класс интегрированного (совместного) обучения учреждения образования общего типа;
- при принятии решения о переводе ребенка на другую учебную программу специального образования или учебную программу для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования.
В центре может осуществляться оперативная психолого-педагогическая помощь с выездом в учреждения образования и учреждения социального обслуживания с целью проведения обследования, консультирования и выработки рекомендаций, способствующих повышению эффективности образовательного процесса в отношении ребенка с особенностями психофизического развития.
В рамках диагностической работы центр с согласия законных представителей проводит в учреждениях образования общего типа психолого-педагогическое обследование детей с целью выявления нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи. По итогам проведенного обследования составляется список детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, который утверждается руководителем центра. Список направляется в учреждение образования общего типа и служит основанием для открытия и (или) комплектования пункта коррекционно-педагогической помощи.