Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 7 человек

Особенности воспитания ребенка с ОПФР в приемной семье

Дата: 5 ноября 2019 в 08:33, Обновлено 4 ноября 2020 в 11:04

Мы не в силах отменить прошлый опыт ребенка,

но мы в состоянии помочь ему в настоящем –

и тем самым повлиять на его будущее.

Замещающие родители берут на себя ответственность за содержание, развитие и воспитание детей, оставшихся без попечения кровных родителей. Дети остаются без попечения родителей по разным причинам: кто-то остался сиротой, у кого-то родите­ли лишены родительских прав. Как бы то ни было, сближает всех этих детей одно: они, как правило, имеют особенности в развитии – физическом, психическом, интеллектуальном и эмоци­ональном. Эти особенности зачастую связаны либо с эмоциональным потрясением, либо с тем, что ребенок проживал в неблагополучной семье, в которой родители пренебрегали своими родительскими обязанностями. Большинство особенностей, о которых пойдет речь - функцио­нальные, то есть они поддаются исправлению, если здоровью ребен­ка уделяется достаточно внимания.

Особенности физического развития детей

Наиболее часто у детей, оставшихся без попечения родителей, наблюдается за­держка физического развития – сниженный вес, задержка роста, могут наблюдаться на­рушения пищеварения (тошнота, рвота, изжога, понос или запор, боли в животе). Это может быть связано как с непривычным питанием, так и с аллергическими реакциями, или психологическими нагрузками и стрессовыми си­туациями. После помещения в семью, при условии пра­вильного питания и активного образа жизни, приемные дети легко догоняют своих сверстников. Исправление этих нарушений зависит в большей мере не от медикамен­тозного вмешательства, а от правильной диеты и нормализации режима дня.

 Нарушения аппетита бывают у детей при попадании из условий, в которых они не наедались, в условия, где они могут есть сколько угодно. Обычно в таких случаях дети начинают есть очень много, они даже могут делать запасы (напри­мер, прятать хлеб или конфеты), но со временем, обычно через 1-3 месяца, это проходит. Пищевые привычки являются одними из самых сильных и стойких. Поэтому вводить новые блюда нужно постепенно и осторожно. Сразу изменять детские пристрастия в еде нельзя.

Также может потребоваться время, чтобы приучить ребенка правильно вести себя за столом, есть с помощью столовых приборов и т. д. Ведь в неблагополучной семье ребенка этому могли просто не научить.

По этой же причине наряду с особенностями роста, питания и пищеварения, среди приемных де­тей нередко встречаются речевые нарушения, нарушение общей и тонкой моторики.

Особенности психического развития детей характеризуются обычно неврологическими симптомами:

· недержание мочи (энурез) или кала (энкопрез);

· возбудимость, импульсивность, иногда агрессивность,

- рассеянность и слабую концентрацию внимания;

· заторможенность реакций, вялость.

Причиной неврологических симптомов обычно являются психоэмоциональные травмы. Важно знать, что большинство этих симптомов обратимы - нужно лишь вовремя их заметить и обратиться к врачу. Ведь как бы то ни было, непростые жизнен­ные ситуации, с которыми приходилось сталкиваться ребенку, успели отложить свой отпечаток на его психике. Трудно оставаться психически здоровым, если родные родители злоупотребляют алкоголем, устраивают скан­далы на твоих глазах! К счастью, детская психика довольно пластична, и в домашней любящей атмосфере ребенок достаточно быстро придет в норму.

Особенности интеллектуального развития. Организация специальных форм и методов обучения

У многих детей, оставшихся без попечения родителей отмечаются те или иные проблемы интеллектуального характера: ограниченный запас знаний, низкая умственная работоспо­собность, задержка психического развития.

Если комиссия ПМПК диагностировала у вашего ребенка ЗПР или трудности в обучении – этого не стоит бояться, так как трудности в обучении определяются у 50% детей, не успевающих в школе. Задержка психического развития (ЗПР) – это временное отставание, замедле­ние в психическом развитии ребенка, преодолимое полностью или частично при определенных условиях. И если в дошкольном учреждении или в начальных классах ребенок обучается по программе специального образования для детей с трудностями в обучении, то к 5-6 классу обычно ребенок нагоняет своих сверстников.

Сложнее обстоят дела, если у ребенка диагноз – умственная отсталость. С таким диагнозом ребенку требуется обучение по спецпрограмме на протяжении всего периода обучения.

Не бойтесь, и не игнорируйте рекомендации о зачислении ребенка в ПКПП или в интегрированную группу или класс. В этом нет ничего страш­ного и, тем более, зазорного. Помните, что все, что вы делаете, должно в первую очередь быть направленным на благо ребенка!

Особенности эмоционального развития детей

Дети, лишенные попечения родителей, независимо от возраста, часто испытывают трудности в эмоциональной сфере. Они могут  вести себя агрессивно или отличаться плаксивостью, вспышками гнева, настроение может резко меняться без видимых при­чин. Нарушения поведения у детей часто являются индикатором эмоционального неблагополучия и указывают на борьбу ребенка за внимание или власть, жела­ние мести, демонстрацию своей несостоятельности. Выяснить подлинную причи­ну таких нарушений можно на приеме у психолога или психотерапевта.

Эмоциональные проблемы, как правило, преодолеваются несколько сложнее и длительнее, чем проблемы физические или даже интеллектуальные. Главное правило преодоления всех проблем - ваша забота и поддержка плюс помощь специалистов

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.