Мы не в силах отменить прошлый опыт ребенка,
но мы в состоянии помочь ему в настоящем –
и тем самым повлиять на его будущее.
Замещающие родители берут на себя ответственность за содержание, развитие и воспитание детей, оставшихся без попечения кровных родителей. Дети остаются без попечения родителей по разным причинам: кто-то остался сиротой, у кого-то родители лишены родительских прав. Как бы то ни было, сближает всех этих детей одно: они, как правило, имеют особенности в развитии – физическом, психическом, интеллектуальном и эмоциональном. Эти особенности зачастую связаны либо с эмоциональным потрясением, либо с тем, что ребенок проживал в неблагополучной семье, в которой родители пренебрегали своими родительскими обязанностями. Большинство особенностей, о которых пойдет речь - функциональные, то есть они поддаются исправлению, если здоровью ребенка уделяется достаточно внимания.
Особенности физического развития детей
Наиболее часто у детей, оставшихся без попечения родителей, наблюдается задержка физического развития – сниженный вес, задержка роста, могут наблюдаться нарушения пищеварения (тошнота, рвота, изжога, понос или запор, боли в животе). Это может быть связано как с непривычным питанием, так и с аллергическими реакциями, или психологическими нагрузками и стрессовыми ситуациями. После помещения в семью, при условии правильного питания и активного образа жизни, приемные дети легко догоняют своих сверстников. Исправление этих нарушений зависит в большей мере не от медикаментозного вмешательства, а от правильной диеты и нормализации режима дня.
Нарушения аппетита бывают у детей при попадании из условий, в которых они не наедались, в условия, где они могут есть сколько угодно. Обычно в таких случаях дети начинают есть очень много, они даже могут делать запасы (например, прятать хлеб или конфеты), но со временем, обычно через 1-3 месяца, это проходит. Пищевые привычки являются одними из самых сильных и стойких. Поэтому вводить новые блюда нужно постепенно и осторожно. Сразу изменять детские пристрастия в еде нельзя.
Также может потребоваться время, чтобы приучить ребенка правильно вести себя за столом, есть с помощью столовых приборов и т. д. Ведь в неблагополучной семье ребенка этому могли просто не научить.
По этой же причине наряду с особенностями роста, питания и пищеварения, среди приемных детей нередко встречаются речевые нарушения, нарушение общей и тонкой моторики.
Особенности психического развития детей характеризуются обычно неврологическими симптомами:
· недержание мочи (энурез) или кала (энкопрез);
· возбудимость, импульсивность, иногда агрессивность,
- рассеянность и слабую концентрацию внимания;
· заторможенность реакций, вялость.
Причиной неврологических симптомов обычно являются психоэмоциональные травмы. Важно знать, что большинство этих симптомов обратимы - нужно лишь вовремя их заметить и обратиться к врачу. Ведь как бы то ни было, непростые жизненные ситуации, с которыми приходилось сталкиваться ребенку, успели отложить свой отпечаток на его психике. Трудно оставаться психически здоровым, если родные родители злоупотребляют алкоголем, устраивают скандалы на твоих глазах! К счастью, детская психика довольно пластична, и в домашней любящей атмосфере ребенок достаточно быстро придет в норму.
Особенности интеллектуального развития. Организация специальных форм и методов обучения
У многих детей, оставшихся без попечения родителей отмечаются те или иные проблемы интеллектуального характера: ограниченный запас знаний, низкая умственная работоспособность, задержка психического развития.
Если комиссия ПМПК диагностировала у вашего ребенка ЗПР или трудности в обучении – этого не стоит бояться, так как трудности в обучении определяются у 50% детей, не успевающих в школе. Задержка психического развития (ЗПР) – это временное отставание, замедление в психическом развитии ребенка, преодолимое полностью или частично при определенных условиях. И если в дошкольном учреждении или в начальных классах ребенок обучается по программе специального образования для детей с трудностями в обучении, то к 5-6 классу обычно ребенок нагоняет своих сверстников.
Сложнее обстоят дела, если у ребенка диагноз – умственная отсталость. С таким диагнозом ребенку требуется обучение по спецпрограмме на протяжении всего периода обучения.
Не бойтесь, и не игнорируйте рекомендации о зачислении ребенка в ПКПП или в интегрированную группу или класс. В этом нет ничего страшного и, тем более, зазорного. Помните, что все, что вы делаете, должно в первую очередь быть направленным на благо ребенка!
Особенности эмоционального развития детей
Дети, лишенные попечения родителей, независимо от возраста, часто испытывают трудности в эмоциональной сфере. Они могут вести себя агрессивно или отличаться плаксивостью, вспышками гнева, настроение может резко меняться без видимых причин. Нарушения поведения у детей часто являются индикатором эмоционального неблагополучия и указывают на борьбу ребенка за внимание или власть, желание мести, демонстрацию своей несостоятельности. Выяснить подлинную причину таких нарушений можно на приеме у психолога или психотерапевта.
Эмоциональные проблемы, как правило, преодолеваются несколько сложнее и длительнее, чем проблемы физические или даже интеллектуальные. Главное правило преодоления всех проблем - ваша забота и поддержка плюс помощь специалистов