В Центре осуществляется обучение и воспитание лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.
Вопросы организации образовательного процесса в Центре (формы организации, организация обучения по четвертям, продолжительность каникул, наполняемость групп, классов, аттестация обучающихся с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями) регулируются в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании.
В класс, группу Центра принимаются обучающиеся на основании следующих документов:
- заявления законного представителя воспитанника;
- медицинской справки о состоянии здоровья;
- заключения Центра.
Образовательный процесс в Центре организуется в режиме 5-дневной учебной недели. Время пребывания обучающихся определяется учредителем Центра в соответствии с запросами законных представителей воспитанников и составляет 9-10,5 часов.
Образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляют учитель-дефектолог (олигофренопедагог) и воспитатель в соответствии с учебным планом Центра для воспитанников с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.
Коррекционные занятия с воспитанниками проводятся учителем-дефектологом.
Коррекционная работа по развитию моторики, формированию и закреплению навыков самообслуживания у воспитанников проводится учителем-дефектологом как индивидуально, так и во время выполнения воспитанниками гигиенических процедур, приема пищи, одевания на прогулку и другой деятельности, предусмотренной режимом дня, а также на музыкально-ритмических занятиях и занятиях по адаптивной физкультуре.
В первый класс Центра принимаются дети, которым на 1 сентября исполнилось 8 лет, в исключительных случаях дети старше 8 лет, которые ранее нигде не обучались.
В случае если невозможно укомплектовать класс учащимися одного года обучения, допускается включение в состав объединенного класса учащихся I-Vклассов или учащихся V-IX классов. Общая численность учащихся в таком классе не должна превышать 6 человек. При этом объем учебных часов устанавливается по наибольшему объему часов, предусмотренных учебным планом, который реализуется в классе.
Коррекционные занятия по учебному плану Центра для учащихся с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями проводит учитель с группой учащихся или индивидуально по отдельному расписанию.
Для проведения коррекционных занятий класс делится на группы при наполняемости класса не менее 4 учащихся. Группы формируются с учетом возраста учащихся, характера и степени тяжести имеющихся физических и (или) психических нарушений.
Количество часов, отводимых на проведение коррекционных занятий, может перераспределяться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей учащихся, их возраста и состава коррекционных занятий, которые определены в учебном плане Центра для учащихся с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями. Решение о перераспределении часов, отводимых на проведение коррекционных занятий, принимается педагогическим советом Центра.
В Центре для обучающихся организуются объединения по интересам, исходя из их возможностей, желаний и состояния здоровья. Объединения по интересам могут быть одновозрастными и разновозрастными.
Для обучающихся, которые переводятся с условий получения специального образования на дому на обучение в Центре, или для которых впервые организуется образовательный процесс в условиях Центре, по решению психолого-медико-педагогической комиссии предусматривается период адаптации от 1 до 3 месяцев. Период адаптации позволяет минимизировать страх, напряжение и психологический дискомфорт у лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями и постепенно подготовить их к обучению в новом коллективе сверстников и взрослых. Режим пребывания обучающихся на период адаптации согласуется с законным представителем и составляет не более 4 часов в день. Содержание обучения и перечень мероприятий на период адаптации определяются индивидуальной учебной программой, которая разрабатывается и утверждается руководителем Центра.
Срок получения образования в Центре составляет 9 лет.
Выпускник Центра, закончивший обучение, получает свидетельство о специальном образовании.